На территории нынешней Чеченской Республики, вплоть до 1860 года, постоянной тюремной системы, тюремных учреждений и иных мест отбывания наказаний просто не существовало, а правосудие находилось в руках российских военных властей и администрации Кавказского наместника.
Указом императора Николая I от 27 октября 1844 года было учреждено Кавказское наместничество. В военном отношении оно являлось главнокомандующим, а в гражданском ему предоставлялись власть и права министров.
Важнейшим этапом реформирования системы стали 90-е годы ХХ века, после выполнения условий передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста Российской Федерации в 1998 году. В 2000 году приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 января 2000 года №9 было создано Управление исполнения наказаний (УИН) России по Чеченской Республике.
Корреспондент сетевого издания республиканской газеты «Вести Республики» Алет Нунаева, в рамках 145-й годовщины образования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, подготовила интервью с ветераном региональной пенитенциарной системы, генерал-майором в отставке Али Зайндиновичем Ирисхановым.
– Как начинался Ваш служебный путь?
– Вехи моей служебной биографии, до начала контртеррористической операции в Чеченской Республике, тесно связаны с Якутией. Двадцать пять лет я отдал этому суровому краю.
Именно здесь начал Али Зайндинович свой нелегкий путь служения закону и народу, здесь к нему пришло искреннее уважение и признание его высочайшего профессионализма не только со стороны коллег, но и тысяч простых, отзывчивых жителей Якутии. Яркое тому подтверждение – множество почетных наград и избрание Али Зайндиновича депутатом Верховного Совета Якутской АССР.
Казалось бы, есть от чего поверить в свою исключительность, но Али Зайндиновичу всегда было чуждо тщеславие.
– Отец нам всегда говорил, что из семи смертных грехов человеческих самым первым является гордыня, – отмечает ветеран.
– Как так получилось, что именно под Вашим руководством возрождалась уголовно-исполнительная система региона?
– С началом контртеррористической операции на территории Чеченской Республики со всей остротой встал вопрос о возрождении системы УИН по Чеченской Республике. Мало было охотников, желавших ехать в пылавшую огнем республику, где все лежало в руинах. Я без малейшего колебания согласился взвалить на себя эту тяжкую ношу.
Он знал, что обрекает себя на долгие годы почти тюремного заключения, рискует ежеминутно получить пулю или подорваться на фугасе и, тем не менее, с готовность согласился.
– С какими трудностями Вам пришлось столкнуться?
– С первых же дней я убедился: восстановить вдвойне тяжелее, чем строить заново. Сказать о том, что работы было непочатый край, – ничего не сказать. Чтобы возродить столь громоздкую систему, каковой являлась УИН, нужны не только отличные организаторские способности, но и разносторонние знания во многих областях. И, конечно же, если затрагивать первоочередные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в период своего становления ныне действующему Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чеченской Республике, могу сказать, что это были кадровый дефицит и материально-техническая неоснащенность. Однако у меня была четкая задача, не опускать руки и идти только вперед.
Пять лет Али Зайндинович с завидным трудолюбием и целеустремленностью шел к заветной цели.
Имея большой практический опыт оперативной и хозяйственной работы, Али Зайндинович в сложной общественно-политической ситуации в Республике внес огромный вклад в становление уголовно-исполнительной системы.
Неоднократно, во время выездов в учреждения УФСИН, возникали внештатные ситуации, в ходе которых Али Зайндинович, проявляя выдержку и самообладание, шел на разумный риск.
– Возникали ли ситуации, угрожавшие Вашей жизни, в связи с нелегким, послевоенным для региона временем?
– Да, таких ситуаций было не мало, помню как 21 июня 2001 года, при передислокации личного состава УФСИН из г. Гудермеса в г. Грозный колонна автомашин попала в засаду, устроенную участниками НВФ, которые, осуществив взрыв фугаса, открыли огонь из автоматического оружия и гранатометов. Однако все попытки боевиков взять личный состав в окружение и уничтожить, были отбиты.
Благодаря личному мужеству Али Зайндиновича и его умению руководить подчиненными в экстремальных ситуациях под интенсивным огнем противника был организован эффективный отпор нападавших.
Также 18 сентября 2005 года примерно в 21 час 50 мин режимный корпус и
административные здания ФБУ ИЗ-20/1 и УФСИН не установленными лицами со стороны многоэтажных домов были подвергнуты обстрелу из подствольных гранатометов и автоматического оружия. Несмотря на сильный огонь противника, проявляя личное мужество и отвагу, Али Зайндинович с риском для жизни лично организовал круговую оборону, для подавления огня противника. В результате четких и слаженных действий, огневые точки были уничтожены и нападавшие рассеяны.
– Это было непростое время не только для сотрудников правоохранительных органов, но и для всего народа, – вспоминает ветеран.
Равнодушный к наградам, славе и похвалам в свой адрес, он видел свое призвание в безупречном исполнении долга. В годы своей службы и по нынешний день в нем удивительным образом соединяются железная воля, решительность и мягкое обаяние истинного интеллигента, толерантность умудренного жизнью человека и трепетное отношение к нравственным постулатам чеченского этноса, великолепная эрудиция.
– На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать сотрудник пенитенциарного ведомства?
– Сотрудник УИС должен обладать, прежде всего, развитыми волевыми качествами: дисциплинированностью, организованностью, выдержанностью, сдержанностью, выносливостью, исполнительностью, храбростью, бесстрашием и смелостью. В этой нелегкой деятельности каждый сотрудник должен проявлять терпение и смекалку, не идти на поводу эмоций, а прибегать к разуму.
Являясь руководителем УФСИН России по Чеченской Республике, свой колоссальный опыт работы в правоохранительных органах, Али Зайндинович активно передавал молодым сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
И на сегодняшний день, будучи на пенсии, он несет в себе великолепный пример подражания для молодых сотрудников, помимо этого он всячески поддерживает нынешнее руководство, делясь своим многолетним опытом.
– Каждый человек должен понимать, что сотрудник уголовно-исполнительной системы проводит колоссальную работу в воспитании осужденных, половину своей жизни отдает этой нелегкой деятельности. Также и сотрудникам нужно осознавать, что осужденный является таким же человеком, который по воле обстоятельств отступился и попал в исправительное учреждение. Не важно, каким он попал в места отбывания наказаний, важно, каким он выйдет оттуда, а это в корне зависит от сотрудников и от проводимой ими работы.
Автор: Алет Нунаева